Стокгольм - символ украинской победы. У каждого из нас найдется собственный #стокгольм: значимый, неординарный, полученный вопреки обстоятельствам.
Стокгольм - символ украинской победы. У каждого из нас найдется собственный #стокгольм: значимый, неординарный, полученный вопреки обстоятельствам.
Андрей Коноваленко рассказывает, как в 16 лет разработал устройство, превращающее любую поверхность в интерактивную, и поучаствовал в престижном конкурсе Microsoft
Андрей Коноваленко
разработчик, основатель CamTouch и OpenWorld
Все началось еще в школьные годы. Я тогда, как и многие подростки, заинтересовался техникой в целом и компьютерами в частности. Поэтому факультативно посещал курсы информатики. Но они давали довольно общее представление. В основном обучали работе с офисными программами и графическими редакторами.

В 10-м классе я попал в кружок под руководством преподавательницы информатики Людмилы Викторовны Булыгиной. Она готовила интересующихся темой информатики школьников к олимпиадам. С этого и началась моя будущая карьера программиста. А Людмила Булыгина впоследствии стала моим научным руководителем.

Дело в том, что в рамках этого кружка мы не просто решали задачки по программированию, а решали более глобальные задачи. В основном каждый школьник занимался разработкой какой-то интересующей его IT-темой. У меня тоже было несколько разных проектов.

Одним из последних стала разработка системы, превращающая любую поверхность в интерактивную. Но эта идея трансформировалась из другой моей разработки. Я, как и любой школьник, знал, что при подготовке к контрольной работе довольно трудно в школьной тетради быстро отыскать нужную тему или пример. Поэтому подумал, что было бы здорово преобразовать рукописный школьный конспект в цифровой формат. И уже с таким файлом оперативно работать в компьютере или смартфоне.

Задачка оказалась не такой простой, как казалась. Выяснилось, что для адекватного распознавания рукописного текста, компьютеру нужно "понимать", как человек ведет ручку во время письма. Я переключился на решение этой задачи, потому что она показалась мне более интересной и перспективной.

В результате появилась ручка-стилус, видеокамера, определяющая положение ручки, и программное обеспечение.

Мой первый рабочий макет был довольно примитивным. Его я собрал из подручных средств: использовал веб-камеру ноутбука, а электрическую схему стилуса поместил в корпус маркера с примотанной к нему батарейкой. Написанная мной программа работала не точно и довольно медленно. Распознаваемые буквы получались прерывистыми и неровными. Но я не отчаивался, а совершенствовал свое изобретение и программное обеспечение. Я направлял камеру на разные поверхности и водил по ним самодельным стилусом.

И тут я понял, что куда более интереснее, чем распознавать конспекты, — работать с интерактивной поверхностью. Когда можно на любой "стенке"-поверхности интерактивно писать, рисовать и кликать пером, будто ты сидишь за компьютером и работаешь с файлом.

Я решил все силы бросить на разработку этой системы и не пожалел.

Уже в 10-11 классах я презентовал свою разработку на разных IT-конкурсах и фестивалях. И даже подал заявку на участие в одном из престижных международных конкурсов для студентов Microsoft Imagine Cup. Удача мне улыбнулась. Мой проект прошел региональный отбор, потом была презентация в Киеве, в результате чего я вместе со своей разработкой, которая получила название CamTouch (образованная от английских слов camera — камера и touch — касание), отправился в США на международный этап конкурса. Я был единственным школьником среди участников от Украины. И хотя на международном этапе конкурса я не занял призового места, участие в престижном IT-состязании меня сильно вдохновило.

Главное, чтобы твой проект решал не только твою личную проблему, а был более глобальным — помогал решать проблему многих людей. А возможно, и всего человечества!
Уже будучи студентом факультета информатики и вычислительной техники НТУУ КПИ им. Игоря Сикорского я принял участие в фестивале инновационных проектов и стартапов Sikorsky Challenge. В итоге моей разработкой заинтересовался фонд Noosphere и выделил грант на создание первой партии нового устройства для тестирования украинскими учителями. Так начался путь моей разработки в украинские школы. Более того, оказалось, что мое предложение как минимум в двое дешевле, чем современные школьные интерактивные доски.

Это мотивировало меня к созданию других проектов и разработок. Я стал соучредителем социального проекта OpenWorld. Он занимается разработкой системы, которая помогает людям с проблемами со зрением ориентироваться в инфраструктуре города. Например, безошибочно находить вход в подъезд, магазин или остановку общественного транспорта. Достаточно только установить автономный маячок на городской объект и человек с проблемами со зрением легко найдет вход, если в его смартфоне установлено специальное приложение.

Еще один проект, к которому я имею отношение, — это образовательный проект Дитячі наукові студії. По сути, это курсы программирования, робототехники и 3D-моделирования для подростков. Их особенность в том, что все предметы преподают молодые преподаватели, которые ведут практическую деятельность. Подростки работают над проектами, принимают участие в стартап-лагерях, учатся делать презентации, оценивают перспективность и возможную стоимость своих проектов. Фактически я продолжаю дело моего школьного преподавателя Людмилы Викторовны Булыгиной.

Но несмотря на кажущуюся успешность моих проектов, бывают моменты, когда сложно. Думаю, такие моменты бывают у каждого. И в этом случае я бы всем посоветовал занимается только тем, что самому интересно и нравится. Только тогда будет достаточно энергии и вдохновения. А когда на пути будут появляться трудности, и будет казаться, что пора с этим завязывать, — не отчаиваться, а упорно работать дальше. Главное, чтобы твой проект решал не только твою личную проблему, а был более глобальным — помогал решать проблему многих людей. А возможно, и всего человечества!

Надсилаючи свою історію на emal tviy@stockholm.org.ua, автор погоджується танадає згоду на те, що історію може бути відредаговано та опубліковано Організаторами на сторінці https://www.facebook.com/Stockholm.org.ua із зазначенням імені та прізвища автора, що були вказані ним в електронному листі. Крім того, автор погоджується з тим, що публікація його історії не оплачується/ не відшкодовується Організатором. Публікація історії на сторінці https://www.facebook.com/Stockholm.org.ua не є обов'язком Організатора – Організатор залишає за собою право на власний розсуд здійснити публікацію отриманої історії або не здійснювати такої публікації.